Урегулирование срока оплаты госзаказа
Урегулирование срока оплаты госзаказа
20.04.2017
БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ
БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ – НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
24.04.2017

№ 223-ФЗ О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

223 FZ

№ 223-ФЗ О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Федеральный закон № 223-ФЗ О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ был принят в июле 2011 года с целью упорядочения процесса закупок для государственных компаний, корпораций, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями. А также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

 

223 ФЗ предлагает более лояльные условия и правила для исполнения их заказчиком и не содержит таких жестких требований и ограничений, как 44 ФЗ. В отличие от 44 ФЗ в 223 ФЗ такие категории как размер, форма и способы внесения обеспечения, а также сроки его действия и возврата регламентируются на усмотрение государственного заказчика.

В закон периодически вносятся поправки. Каждый раз внесенные изменения направлены на совершенствование законоприменения в конъюнктурном соотношении с экономической ситуацией в России.

 

Важные изменения в 223 ФЗ

 

Конечно, экономическая и политическая ситуация в стране динамично меняется и за время существования 223 ФЗ в него были внесены важные изменения:

– 2011 год: закон начал регламентировать отбор организаций, оказывающих финансовые услуги.

– 2012 год: из-под действия закона выведены организации и естественные монополии, в доле которых процент государственного участия составляет менее 50%. Такие же требования стали применимы и к дочерним организациям этих компаний.

– 2013 год: из-под действия № 223-ФЗ выведены обязательные для субъектов договоры, заключаемые в сфере электроэнергетики, лизинговые и межбанковские операции и отношения, связанные с деятельностью представителей владельцев облигаций. Свое право применение закон распространил на такие закупки бюджетных учреждений, которые осуществляются за счет собственной прибыли и грантов.

Определено преимущественное право закупок у российских производителей перед зарубежными, установлены квоты на покупки у субъектов малого и среднего бизнеса, что дало ощутимый сдвиг в улучшении бизнес климата на российском рынке госторгов.

Помимо этого, все данные, обязательные для публикации, в обязательном порядке размещаются в Единой информационной системе.

– 2014 год: было рассмотрен вопрос о создании единого реестра договоров, который начал действовать с начала 2015 года. Утверждение положения о закупке отдано в ведение совета директоров.

– 2015 год: создана комиссия по импортозамещению. Введены квоты для ряда организаций на обязательные закупки у представителей малого и среднего бизнеса. Внесены поправки, направленные на поддержку отечественного производителя товаров, услуг и инновационных технологий. В целях расширения сферы влияния программы по импортозамещению закупка импортной продукции предполагается лишь в случае отсутствия альтернативы со стороны российского производителя.

– 2016 год: из-под действия 223 ФЗ выведены государственные унитарные предприятия. Исключение составляют закупки этими компаниями за счет грантов или когда они выступают в качестве исполнителя.

 

Правовое регулирование госзакупок

Правовое регулирование госзакупок — наиважнейшая составляющая успешного развития этой сферы. Законодателям приходится быстро реагировать на изменения в обществе и политикуме. Именно с этим и связано такое динамичное изменение законодательства, регламентирующего государственные закупки. Основными законами в этой сфере принято считать 223 ФЗ и 44 ФЗ. Последний, еще более молодой закон, также подвергался неоднократным правкам и изменениям.

Важно отметить, что большинство изменений направлено на искоренение коррупции, пресечение хищения бюджетных средств.

 

Изменения в 223 ФЗ в 2017 году

Последняя поправка, внесенная в 223 ФЗ в 2016 году, действует с начала 2017 года.

С 2017 года вступили в силу поправки, регламентированные  474 ФЗ. А именно, что закупки некоторых унитарных предприятий, деятельность которых связана с обеспечением прав и законных интересов граждан, с вопросами безопасности и обороноспособности страны, теперь регулируются законом 223ФЗ.

В список подпадающих под действие закона унитарных предприятий вошли ФСБ, Минобороны, ряд СМИ. Полный перечень этих ФГУП указан в распоряжении Правительства от 31.12.2016 № 2931-р.

Остальные государственные унитарные предприятия при заключении контрактов обязаны работать в рамках 44 ФЗ.

Также с 2017 года предприятия, участвующие в закупках в рамках требований  223 ФЗ, согласно постановлению Правительства РФ № 925 от 16.09.2016 года, обязаны закупаться в первую очередь у российских производителей.

В рамках 44 ФЗ, в качестве санкций, придется работать заказчикам, нарушившим квоты по закупкам у компаний малого и среднего бизнеса.

Некоторые поправки, находящиеся на рассмотрении, существенно изменят систему госзакупок. Законопроект № 821534-6, внесенный с целью упорядочения для заказчиков способов закупки, будет регламентировать также вопрос о конкурентных закупках – их можно будет проводить на электронных торговых площадках, прописанных в 44 ФЗ.

Подводя итог, отрадно отмечать, что руководство страны держит руку на пульсе и систематически работает над усилением контроля и систематизации в сфере госзакупок.

С большой долей уверенности можно сказать, что в 223 ФЗ в 2017 году будут внесены дополнительные важные изменения.

 

Какие банки могут выдавать банковские гарантии по 44 ФЗ?