Банковская гарантия в электронной форме – это один из способов обеспечения исполнения обязательств по контрактам, заключенным с государственными заказчиками. Требования к содержанию и эмиссии банковских гарантий регулируются 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».
В процессе использования банковских гарантий, как инструмента обеспечения обязательств, выявились некоторые проблемы правового регулирования и применения этого документа.
Связано это с тем, что законодательством напрямую не запрещается использование банковских гарантий в электронной форме, но, с другой стороны, использование такой банковской гарантии не нормируется и не регулируется.
Понимая важность перехода государственных закупок на электронный документооборот, законодатели внесли проект поправок, часть которых касается возможности выпуска банковских гарантий в электронной форме.
Кроме того, проектом предусматривается предъявление требований по банковской гарантии путём предоставления подтверждающих документов в электронном виде.
Для повышения заинтересованности кредитных организаций в выпуске банковских гарантий, предлагается ограничить доступ к реестру банковских гарантий. Предложено сузить доступ к данной базе до узкого круга заинтересованных лиц. К ним, по мнению законодателей, следует отнести:
Планируется, что данные ограничения позволят оптимизировать выплаты по требованиям заказчиков и помогут соблюсти закон в части хранения и использования конфиденциальной информации.
Законопроект предусматривает дополнительные моменты, подлежащие обязательному согласованию сторонами при заключении госконтракта.
Для расширения возможностей по исполнению государственного контракта, поставщик сможет предоставлять обеспечение не только в виде банковской гарантии или залога денежных средств. Поправками предусматривается возможность предоставлять обеспечение частично банковской гарантией, частично собственными денежными средствами.
К новым возможностям добавится предоставление обеспечения в виде банковских гарантий, частично покрывающих обязательства, одновременно от нескольких банков, входящих в перечень Минфина. Это позволит разнообразить обеспечение и снизить риски, как самих банков, так и заказчика и поставщика, в случае отзыва лицензии у банка.
Помимо этого, данная поправка позволит выйти на рынок банковских услуг некрупных банков, что положительно скажется на конкурентоспособности и развитии малого и среднего бизнеса в банковской сфере. По мнению экспертов, снизятся и комиссии за выдачу банковских гарантий. Так ли это, покажет время, потому что бесконечное снижение тарифов значительно повышает риски сами кредитных организаций.
С уверенностью лишь можно утверждать, что принимаемые меры помогут значительно улучшить выполнение условий контракта в части предоставления обеспечения исполнения.
Существенной поправкой законопроекта станет утверждение единых (типовых) форм банковских гарантий. Это, пожалуй, самая долгожданная поправка. Ибо в настоящее время систематически между заказчиком и поставщиком возникают трения в процессе согласования форм и пунктов условий банковских гарантий.
По мнению аналитиков АЛЬБА Инвест, законодательное регулирование типовых форм банковской гарантии существенно облегчит отношения между заказчиком и поставщиком, а также, выведет с рынка недобросовестные банки.
Получить банковскую гарантию в электронном виде
С помощью социальных кнопок, Вы можете сохранить статью для себя или поделиться данным материалом с друзьями.