Новые правила ведения реестра государственных контрактов по 44 ФЗ
Новые правила ведения реестра государственных контрактов по 44 ФЗ
11.05.2017
За что отбирают лицензии у банков
За что отбирают лицензии у банков
15.05.2017

Электронная подпись

Электронная подпись

Электронная подпись

Электронная подпись (ЭП), ранее именовавшаяся электронно-цифровая подпись (ЭЦП) – это особый инструмент, позволяющий визировать документы в электронном виде.

Электронная подпись используется, в частности, участниками торгов на государственных электронных торговых площадках. Именно для удостоверения документов, предоставляемых в процессе электронного документооборота между участниками госзаказа, предназначается этот инструмент – электронная подпись.

 

Краткая справка по истории появления электронной подписи в России

Сам институт электронной подписи был учрежден в России в середине 90-х годов, а возможность ее применения для подписания документов при заключении сделок регламентируется п. 2 ст. 160 Гражданского кодекса РФ «Письменная форма сделки».

Криптографическая составляющая электронной подписи позволяет обмениваться информацией в защищенном виде посредством сложного алгоритма передачи зашифрованных ключей.

 

Юридическое признание электронной подписи

Как мы сообщили выше, Гражданский кодекс РФ позволяет лишь применять электронную подпись. И только с принятием закона «Об электронной подписи» 63 ФЗ использование электронной подписи, как инструмента соответствующего и заменяющего собственноручную подпись на документах, стало возможно в рамках установленного этим законом регламента.

Закон 63 ФЗ «Об электронной подписи» был принят в 2011 году. Ранее же вопросы, связанные с электронной цифровой подписью (ЭЦП), регулировал федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» ФЗ-1 от 2002 года. На данный момент этот закон утратил силу, и все операции с цифровой подписью регламентируются в 63 ФЗ «Об электронной подписи».

До недавнего времени существовало несколько форматов электронной подписи, что создавало большое количество препятствий при использовании ЭЦП от разных компаний. В силу этого, организациям разработчикам, со временем, пришлось договариваться о принятии единого, универсального формата шифрования. Разработка и внедрение как зашифрованной, так и открытой части ключа, осуществила компания Крипто-Про. На данный момент именно ее разработки используют большинство компаний и удостоверяющих центров, работающих в сфере выпуска электронных подписей.

 

Основные определения электронной подписи

Что такое электронная подпись?

Итак, электронная подпись, согласно 63 ФЗ, это определенная информация в электронном виде, которая налагается на подписываемый электронный документ с целью определения и подтверждения полномочий лица-подписанта.

Что такое сертификат электронной подписи?

Для подтверждения прав владения электронной подписью удостоверяющей организацией выпускается документ в электронном или бумажном виде. Полное его название – сертификат ключа проверки электронной подписи. При его отсутствии использование и применение самой электронной подписи недопустимо.

Что такое квалифицированный сертификат электронной подписи?

Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи – это документ, выпущенный аккредитованными удостоверяющими центрами в точном соответствии с требованиями федеральных законов и нормативных актов, регламентирующих использование ЭП.

Лицо, которому выдан такой сертификат, является владельцем сертификата ключа проверки электронной подписи.

Аккредитация удостоверяющего центра осуществляется путем признания его полномочий и соответствия требованиям законодательства, уполномоченным федеральным органом.

 

Безопасность использования электронной подписи

Электронная подпись это совокупность взаимодействия открытого ключа проверки ЭП и закрытого ключа электронной подписи, предназначенного для проверки подлинности электронной подписи.

Обеспечение безопасного хранения и легального использования ЭП целиком возложены на её владельца.

 

Как выглядит ключ электронной подписи

 

Как выглядит ключ электронной подписи

Для электронной подписи используются цифровые носители в виде USB карт или SMART карт. Чтобы воспользоваться ими для подписания документов, необходимо подключить их к компьютеру, на котором размещены подписываемые файлы, ввести определенную последовательность символов – индивидуальный PIN код, и подписать документ. Использование токенов и карт для хранения ключей ЭП, позволяет производить шифрование без задействования памяти и внутренних ресурсов компьютера, что в значительной степени исключает утечку и потерю информации.

 

 

Виды электронной подписи

 

Виды электронной подписиПростая электронная подпись – предназначена для использования физическими лицами для подписания файлов электронного документооборота.

 

Усиленная электронная подпись имеет на данный момент две формы:

  1. Усиленная неквалифированная электронная подпись – она позволяет идентифицировать подписанта электронного документа, визирование которого не требует применения синей печати. Ее выпуск может быть осуществлен любыми удостоверяющими центрами, как аккредитованными, так и неаккредитованными. Данный формат подписи удостоверяет документ наравне с собственноручной подписью владельца ЭП.
  2. Усиленная квалифицированная электронная подпись

Именно усиленная квалифицированная электронная подпись имеет наивысшую степень защиты и ее выпуск возможен исключительно теми удостоверяющими центрами, у которых есть лицензия ФСБ на создание криптозащиты.

Чтобы подпись стала усиленной квалифицированной, к ней прилагается квалифицированный сертификат проверки ключа электронной подписи.

Такая подпись используется участниками государственных закупок, проводимых на электронных торговых площадках. В силу того, что квалифицированная подпись максимально защищена и законодательно имеет юридическую силу, ее владелец может заключать сделки с ее помощью и подписывать документы в сфере госзакупок.

 

Какая электронная подпись нужна для участия в государственных торгах?

Как мы уже сказали, самой защищенной является усиленная квалифицированная электронная подпись. Соответственно, именно она вызывает наибольшее доверие с юридической точки зрения силы и полноты заверенной информации.

Ответ на поставленный вопрос выглядит таким образом – для участия в государственных торгах участниками должна использоваться усиленная квалифицированная электронная подпись, выпущенная аккредитованными удостоверяющими центрами.

 

Возможно, Вас заинтересует информация о том, как получить банковскую гарантию в Москве?

Также полезная информация по теме – что такое тендерный кредит, тендерное обеспечение?