Принципы отбора тендеров для участия – это свод основных тезисов для правильного определения нужного аукциона в сфере государственных закупок.
Некоторые аспекты подбора тендеров относятся к ключевым:
Важно понимать, что в отличие от обычных рыночных отношений, в государственных закупках действуют иные правила. В частности, именно Вам придется ориентироваться на рыночные предложения в этой сфере, а не наоборот.
Работая по узкой специализации (например, производство ткани), шанс отобрать подходящий тендер крайне мал.
Есть два пути решения этого вопроса:
Третий вариант – пробовать отбирать тендеры для участия по своей узкой специализации. Но, как показывает практика, такой подход не перспективен.
Рассмотрим основные принципы отбора тендеров для участия.
Определить уровень востребованности Ваших услуг можно на сайте ЕИС – Единой Информационной Системы.
Достаточно проанализировать проведенные закупки по Вашему профилю за последние несколько лет, чтобы понять, стоит ли участвовать в госторгах.
В процессе исследования нужно учитывать не только количество тендеров, но и суммы заключенных контрактов.
Если контрактов мало или они заключались на малые суммы, есть ли смысл участвовать в таких аукционах.
Вероятнее всего, оптимальным решением в данной ситуации станет сотрудничество с крупными поставщиками на условиях субподряда. Это же применимо и в том случае, когда по Вашему профилю проводятся только крупные аукционы.
Вывод: внимательно изучите спрос на Ваши услуги на рынке государственных закупок.
Оценка возможностей исполнения контрактов
Цена контракта и востребованность услуг безусловно важные, но не единственные критерии для принятия решения об участии в конкретном аукционе.
Анализируя потенциальные аукционы, обратите внимание на следующие аспекты:
Если Вы заметили большое снижение цены в контракте, проанализируйте деятельность победителя. Возможно, что он негласно работает со «своим» заказчиком и вынужден был «забрать» конкретный аукцион, несмотря на низкую рентабельность.
Бывают и исключения, когда низкая цена контракта становится результатом ошибки или ажиотажа при проведении торгов. Как правило, такие победители терпят убытки и, в конечном итоге, уходят с рынка госзакупок.
Из этого следует, что
Государственные контракты не всегда выгодны и рентабельны
Если выявлено, что по Вашей специфике проводится достаточное количество аукционов, на подходящих условиях, участвуйте в как можно большем их количестве. Наилучшим решением будет участие, как в крупных, так и средних и мелких аукционах.
Как правило, крупные игроки сосредотачиваются именно на крупных контрактах, и, в это время, у малых компаний появляется возможность получить средние и мелкие контракты.
Конкурировать с крупными игроками, выигрывая тендеры на грани рентабельности, не имеет смысла.
Важно: если не удалось выиграть тендер, денежные средства, использованные на обеспечение заявки на участие, возвращаются Вам в полном объеме.
Не вернутся лишь минимальные расходы на подготовку заявки.
Мониторинг и контроль на всех этапах участия в госзакупках
Вы приняли решение активно участвовать в тендерах.
На этом этапе Вам необходимо создать систему контроля Ваших закупок.
Система должна содержать следующие блоки для контроля закупок:
Технический блок – координация сотрудников на всех этапах участия в госзакупках от поиска и отбора тендеров для участия до исполнения контракта и подписания актов о выполненных работах, оказанных услугах или поставленному товару.
Экономический блок – систематизация торгов, как потенциальных, так и проведенных. Планирование расходов.
Аналитический блок – анализ эффективности участия в государственных закупках в целом и прогнозирование дальнейших шагов по оптимизации деятельности.
Функционал системы мониторинга и контроля должен быть достаточен для выполнения необходимых задач. Как правило, большинство систем управления бизнесом предоставляют такие возможности. Укажем лишь самые необходимые, с нашей точки зрения:
На начальном этапе можно использовать Excel, как это делают многие организации. Однако в дальнейшем, из-за увеличения рабочей базы, понадобится более мощный инструмент.
Что касается информационного наполнения в самой системе, ключевые поля должны быть такими:
БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ – ПОЛУЧИТЬ РЕШЕНИЕ ЗА 1 ЧАС
Конечно, это не является обязательным стандартом, и каждая организация выстраивает функционал системы для своих нужд.
Важно: каждый тендер должен иметь статус – подача заявки, торги, жалобы, заключение контракта и т.д.
Подводя итог, стоит отметить, что регулярное участие в государственных закупках и систематический анализ, повысит доходность и эффективность компании. Госзакупки предоставляют огромные возможности для развития организации. Надеемся, что наши принципы отбора тендеров для участия помогут Вам закрепиться на рынке государственного заказа.
О новых требованиях к банковским гарантиям в 2018 году читайте наш материал.